Существует ли в настоящее время подробная и всесторонняя программа, которая позволит населению повысить свою финансовую грамотность? К сожалению, этот вопрос в государственной политике отошел на периферию.

Правильно ли это? Думаем, что нет! 

Проблема эффективного распоряжения личными финансами в кризисный период становится невероятно важной

Тем не менее, существуют серьезные разработки, которые могут стать основой для нового направления в области государственного управления.

Ключевые идеи программы

Перечислим ключевые организационные идеи программы повышения грамотности населения в финансовой сфере

Во-первых, союз бизнеса и государства

Сейчас бизнес предпринимает попытки, и порой успешные, осуществления своих программ финансового просвещения. У бизнеса свой интерес и свои адресные группы. Адресная группа – это потенциальный клиент, то есть экономически продвинутые слои населения. 

У бизнеса много находок и наша государственная национальная программа должна идти в резонансе с усилиями бизнеса

Здесь можно адресные группы «развести»: если бизнес ориентирован в основном на экономически продвинутые группы, то государству надо «пахать целину»: огромное поле широких слоев населения, которое тоже находится под экономическими рисками ошибочных массовых решений. Плюс адресная группа для государства: чиновники.

Второй принцип – объединение экономической и юридической грамотности

С точки зрения домохозяйств не разделены экономические и юридические проблемы, они едины

Поэтому преподнесение этих знаний должно как раз идти на единой волне в режиме консультирования, где должен одновременно даваться экономический и юридический ответ.

Третий принцип – регион – плацдарм

Программа повышения финансовой грамотностиТакая технология не осуществляет всю программу «залпом» на федеральном уровне. Необходимо выбрать подходящий регион, «плацдарм», который бы шел на шаг впереди, и каждая из осуществляющихся календарных запланированных мер вначале осуществлялась бы в этом регионе.

Мы бы получали обратную связь, могли бы подкорректировать каждую меру и уже затем осуществлять ее на федеральном уровне. Таким передовым регионом национальной программы финансового просвещения мы предлагаем сделать Пермский край.

Политическая воля региональной власти может сыграть важную роль в успехе

Четвертый принцип: центры финансового просвещения на местах

По опыту Казахстана предлагается создать «организационный каркас» осуществления программы финансовой грамотности, т.е. открыть центры финансового просвещения.

В начале в тех региональных центрах, где есть региональные отделения финансового регулятора, потом наращиваем представительства в других регионах.

Пятый - принцип обратной связи

Можно даже на данном этапе не тратиться специально на какие-то дорогостоящие социологические опросы, а использовать тот механизм, который есть. Нужно провести серию фокус-групп в кризисных группах населения, то есть в группах риска. Среди пользователей кредитов, в группах народных инвесторов, среди пенсионеров и т.д.

Это позволило бы тестировать методы продвижения экономических знаний и дало бы диагностику низовых проблем, ответом на которые были бы наши первые меры.

Принцип шестой: использование практического опыта бизнеса

Превращение опыта бизнеса в практические навыки населения. Здесь можно достичь большого результата, организовав передачу опыта малого среднего бизнеса, распространив знания предпринимателей на опыт ведения домохозяйства и опыт ведения семейного бюджета.

Задачи первой очереди

Проект программы предлагает меры немедленного действия, которые полезно запустить уже в текущем году

Первое – это сделать финансовое консультирование доступным

Программа повышения финансовой грамотностиНеобходима горячая линия ответов на вопросы. Стержнем такой горячей линии мог бы быть информационный портал, но не только. В обобщенном виде ключевые проблемы могут комментироваться в СМИ.

В принципе в СМИ необходимо открывать тематические рубрики, где представители финансовой элиты и специалисты отвечали бы на самые типовые вопросы, возникающие у домохозяйства. По идее, прямо сейчас необходимо разворачивать сеть центров финансового просвещения, которые бы опирались на вузовскую сеть и консолидировали бы усилия местного бизнеса и региональных властей.

Второе - срочно ввести мониторинг и экспертизу финансовой рекламы с точки зрения ее опасности

Создает ли она почву для финансовых ошибок населения. Среди первых продуктов, первым результатом работы горячей линии мог бы быть выпуск Памятки финансовой безопасности. Почему именно памятки? И почему именно на физическом носителе, к примеру, в книге? Многие люди до сих пор живут вне Интернета. Пенсионеры не в Интернете, но они принимают важные финансовые решения по распределению семейного бюджета. Как до них донести наши самые важные сигналы?

Организация национальной программы

Союз государства и бизнеса. Государство концентрируется на работе с широкими слоями населения и чиновниками, бизнес – на работе с продвинутыми группами финансового рынка.

Соединение финансовой и юридической грамотности. По данным исследований ФОМа 65% граждан России ощущает нехватку юридических знаний в повседневной жизни. Незнание законов создает риски для домохозяйств, ведет к экономическим потерям.

Единый информационный штаб. Организация разъяснительной работы в связи с новостями экономики. Использование ресурса доверия уважаемых спикеров.

Передовой регион. Внедрять ключевые меры сначала на показательном регионе, оценивать эффективность, устранять ошибки, затем тиражировать опыт на федеральном уровне. Предлагается в качестве передового региона выбрать Пермский край.

Центры финансового просвещения под эгидой финансового регулятора и НАУФОР. Диагностика – настройка - действие. Через сеть ЦПФ организуется мониторинг финансовых настроений и массовая разъяснительная работа.

Обратная связь. Регулярные соцопросы, диагностика типовых проблем, использование индексов массовых финансовых настроений. Превращение опыта бизнеса в практические навыки населения. Адаптация для населения знаний финансовой элиты плюс практических навыков предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Долгосрочные меры

Тут «огромное поле» для добавления самых разных мер с учетом международного опыта

Первая мера – базовый курс финансовой грамотности в средней школе.

Известно, что во многих продвинутых гимназиях, школах подобные программы проводятся. Но по идее, это должна быть государственная обязательная программа с государственным высоким стандартом, которая проводится с поддержкой финансовой элиты.

Второе – это объединение людей финансовой элиты в неформальный клуб.

Программа повышения финансовой грамотностиЭтим людям предлагалась бы практическая работа, более или менее регулярное выступление в СМИ с разъяснением ключевых экономических явлений, ключевых действий, решений государства и т.д.

Кроме того, этот клуб финансовой элиты мог бы вырабатывать саму стратегию финансового просвещения, поскольку кто, как не они, в курсе тенденций мирового рынка, российского рынка; они обеспечили бы прямую речь, прямой выход своей компетенции на широкие слои населения.

Одним из инструментов прямого выхода элитарных экономических знаний на широкие слои населения является использование сети вузов. Для начала предлагается выбрать 5 или 10 ключевых вузов в разных регионах, где открывались бы «звездные» кафедры финансовых знаний, на которых по приглашениям выступали бы специалисты, знаковые люди финансового рынка и т.д.

Задача состоит в том, чтобы эти открытые лекции, открытые выступления сделать в регионах событием. Туда бы приглашались местные чиновники для комментирования ключевых положений, местная пресса и т.д. Даже раз в месяц, выступая на базе таких «звездных» кафедр, представители финансовой элиты задавали бы высокую планку преподнесения экономических знаний на местах в регионах.

Третье - аттестация государственных служащих

По опыту Казахстана предлагается такая жесткая революционная и административная мера, как ежегодная аттестация чиновников на уровень экономических знаний.

Для начала можно выбрать какое-нибудь одно ведомство, имеющее вертикаль от Москвы до региональных представительств. Уже сам факт введения ежегодной аттестации чиновников очень сильно поднимает статус финансовых экономических знаний.

В долгосрочном плане миссия аттестации – сделать государство экономически профессиональным, экономически грамотным.

Четвертое - стандарт качества для журналистов

Другая очень важная группа, через которую идет трансляция экономических знаний - это журналисты и руководители редакций, как федеральных, так и региональных.

За последние три года, произошла смена поколений журналистов, пишущих на экономические темы; «патриархов» журналистики, которые давно пишут на темы финансовых рынков не много и их роль сейчас не та, чтобы задавать стандарты качества.

Роль и миссия программы: задать высокий стандарт качества экономической журналистики, в том числе и в регионах. И в качестве инструмента предлагается, чтобы под эгидой финансового регулятора проводился ежегодный медиа-форум, который подводил бы итоги, раздавал торжественно призы лучшим журналистам, лучшим публикациям.

Сама организация этого ежегодного медиа-форума должна затрагивать широчайшую сеть именно региональных СМИ.

Пятое - практическое учебное пособие

Предлагается создать массовый учебник финансовой грамотности с помощью финансовой элиты и с помощью наших предпринимателей.

Учебник на основе жизненных примеров, жизненных историй, жизненных случаев. Анализ экономических вызовов и обобщение опыта их решения с выводами экспертов по организации ведения домашнего хозяйства.

Идеологией такого учебника должна стать пропаганда массового предпринимательства и инвестиционного способа поведения.

seneka.png

Скачать книгу об основах финансовой грамотности бесплатно

Разделы сайта

  • 1