Необходимость развития финансовой грамотности россиян возникла в начале 90-х гг., когда с изменением социальной парадигмы общественной жизни в обществе начали зарождаться финансовые отношения.

Развитие финансовой грамотности

Как выяснилось, для перехода на рыночные принципы экономики требуется не только серьезный пересмотр действовавших на тот момент законодательных актов, но и принятие многих новых законов и положений. Пока этого сделано не было, в России создались самые благоприятные условия для финансовых пирамид как результата стихийного появления рынка ценных бумаг.

Широкие слои населения, внезапно оказавшиеся в условиях дикого капитализма, баснословные доходы по ценным бумагам воспринимали не как финансовую аномалию, а как естественное для капиталистического рынка явление.

Важно отметить, что уровень доверия к имеющимся государственным регуляторам финансового сектора в силу целого ряда причин в то время был крайне низким.

Финансовая грамотность - это объемное понятие, которое включает понимание основ экономики, знания о работе участников финансовых рынков

Развитие финансовой грамотностиВласти Евросоюза и США пришли к осознанию необходимости развития финансовой грамотности несколько раньше, чем в нашей стране. Международный опыт в рамках тесного сотрудничества бизнеса и государства вполне можно считать примером эффективного решения этой непростой проблемы.

США одними из первых начали заботиться о финансовом просвещении собственных граждан.

В истории известны удачные программы финансового просвещения, но не у нас в России. Программа Минфина провозглашена, но она не заметна.

А если оглянуться на двадцатилетнюю историю нашего рынка, то все время вспоминается поговорка, которую реформаторы любили повторять: «Вместо того, чтобы пытаться накормить людей рыбой, мы им лучше дадим удочку и научим ловить самим».

В этом изначальная идея рыночных реформ: экономическая самостоятельность граждан

Но вот учить-то, и учить именно масштабно – такого вопроса не ставилось. Не было единой политики, национальной программы экономического просвещения ни в 1991 году, ни позже. Судя по всему, никто и не пытался ее продвинуть на уровне государства.

Переход 1991 года не единственный резкий переход, когда домохозяйства испытывали шок и должны были приспосабливаться к совершенно новым условиям, не имея должных знаний и навыков.

Даже в относительно спокойное время последних лет домохозяйства переживали по-настоящему революционный переход, и никто в этот период особенно не позаботился о снабжении их новыми навыками и знаниями.

Имеется в виду массовая экспансия потребительского кредита, страхования, которая для многих экономически активных граждан создала ситуацию перехода на принципиально иную модель ведения хозяйства, необходимость планировать доходы и расходы при гораздо большем временном горизонте.

Стимулирование разумного потребления - одна из главных задач для современных российских финансовых организаций

Но этого требуется серьезная работа с населением в области его просвещения о возможностях эффективного управления личным бюджетом.

В то же время стоит опасаться иной крайности, обратной накоплению, - легкомысленного потребления.

Активное стимулирование в развитых странах потребительского бума обернулось катастрофой - люди начали жить не по средствам

Развитие финансовой грамотностиСледовательно, финансовая грамотность, по сути, является гарантом здорового общества и защитой от подобных катаклизмов впредь.

Многие люди «влезают» в потребительские кредиты, в ипотеку, не занимаясь долгосрочным планированием своих расходов-доходов, не умея оценивать риски. И что с ними будет в условиях кризиса, как эти люди будут себя вести в условиях финансовой нестабильности, трудно предсказать.

Кроме того, для рядового гражданина профессиональное финансовое консультирование практически недоступно, как и услуги дорогого адвоката и профессиональное юридическое консультирование.

Одна из немаловажных проблем развития финансовой грамотности - решения, которые принимаются экономическими ведомствами, непонятны большинству граждан; они комментируются лишь в расчете на профессионалов.

Ну и наконец, один из вызовов, который касается не только 90-х годов, но и нынешних лет - это недобросовестная реклама финансовых услуг. Удивительную вещь подтверждают социологические опросы: несмотря на провозглашаемый гражданами высокий уровень недоверия финансовым институтам и постоянные воспоминания про 1998 год – этот уровень недоверия сочетается с высокой доверчивостью к финансовой рекламе.

Роль населения в развитии финансовой грамотности нельзя недооценивать

Без активной осознанной поддержки населением финансовых инициатив властей и представителей бизнеса большинство проектов не может быть в полной мере реализовано.

За последние годы западная экономическая модель прошлого века претерпела кардинальные изменения. Без потребления не было бы современного общества в том виде, в котором мы его знаем.

Этот достаточно радикальный переход не сопровождался какой - либо специальной массовой программой финансового просвещения.

И вот сейчас программа повышения финансовой грамотности населения действует, как антикризисная: домохозяйства, во многом вошедшие в новую модель с использованием кредита, вынуждены приспосабливаться еще и к финансовой нестабильности.

Главный принцип развития финансовой грамотности в том, что нельзя навязать экономические знания сверху вниз, абстрактно, или в виде рекламы, или в виде пропаганды каких-то финансовых инструментов.

Идея состоит в том, чтобы идти от практических жизненных запросов домохозяйств и пытаться решать повседневные проблемы, с которыми сталкиваются обычные люди, давая ответы на те вопросы, которые возникают у них.

jvanetzky.png

Скачать книгу об основах финансовой грамотности бесплатно

Разделы сайта

  • 1