В 90-х наша страна предпочла рыночную экономику коммунистическому аскетизму. Теперь «всегда правые клиенты» выбирают «шампунь номер один» среди десятков бутылок и в сомненьях останавливаются перед «широким ассортиментом колбас».

Но стали ли мы счастливее? Экономически развитая Америка всерьез задумалась над этим вопросом.

Социологи выяснили, что жители США были самыми счастливыми в 1957 году

С тех пор растет ВВП, но не удовлетворенность жизнью. По мнению писателя Джона де Графа, многим его соотечественникам можно поставить диагноз «аффлуэнца».

«Influenza» по-английски означает ОРВИ, «affluence» – богатство, а производное от них – «вирус потребительства»

К психологическим последствиям данного вируса относят тревогу, обремененность работой и долгами, хроническую усталость, скуку и бесчувственность.

Товарное рабство

Вирус потребленияТрудоголизм, шопоголизм и кредитная зависимость – основные симптомы болезни. Смысл жизни типичного потребителя сужается до материальных забот: от планов похода по торговому центру до размышлений о покупке джипа через пару лет.

Расточительность отличает таких людей от мещан: они работают, чтобы больше тратить здесь и сейчас, а не накапливать благосостояние для внуков или на «черный день». Купленная вещь, скорее всего, будет мало функциональной, но новой, модной, статусной или экзотической.

Чтобы не оказаться на социальной обочине, нельзя отставать от «нормальных» объемов потребления, ведь человек без сотового телефона, машины и разнообразного гардероба сегодня не такой, как все. Но если подходить к выполнению «потребительских» обязанностей слишком ответственно, однажды можно заметить, что полноценная жизнь превратилась в цикл «работа-покупки-их использование».

Люди перестают заниматься творчеством, общаться с природой, семьей и друзьями

Что остается внутри у такого закоренелого потребителя? Там пусто и холодно, и, чтобы ненароком не залезть в собственную душу, миллионы людей «потребляют» на досуге удовольствия, не требующие морального напряжения. Беспорядочный секс, быстрая езда, обжорство, алкоголь, телевизор и компьютерные игры – то, что надо, чтобы аффлуэнца перешла в глубокую хроническую стадию.

Бюджетник дрожащий или «Бентли» имею?

Вирус потребления

Вопрос «кто я?» в мире массовой культуры все чаще решается в магазинах. Отсутствие политического и социального выбора можно не заметить за разнообразием товаров. Вещи становятся средством выражения индивидуальности: о человеке начинают говорить «стиль» и объем его покупок.

Психолог Эрих Фромм считал: вместо того, чтобы «быть», психологически нездоровые люди выбирают «иметь». Для одних важнее «быть хорошим человеком», для других – владеть «ценными» навыками. Кто-то имеет чувство юмора, а кто-то – яхту.

Тоска по людям

Ученые-гуманитарии давным-давно твердят: экономика должна оставаться в рамках своей узкой сферы, а не проникать во все остальные. Но сегодня принцип «воспользуйся этим однажды и выброси прочь» уже распространился на человеческие взаимоотношения.

Потребитель все время находится в поиске лучшего: холодильника или жены – разница становится не принципиальной

Когда усиливаются конкуренция и социальная дистанция, люди начинают тосковать об утрате человечности и создают ее «искусственные заменители». Каждый кусочек мыла, поселившийся в ванной вашей маленькой «хрущевки», – результат напряженной работы группы экспертов с доктором наук во главе. Продавец должен улыбаться под угрозой увольнения. Мы хотим купить заботу.

Таблетки от потребительства

Когда журналисты российской программы «Профессия репортер» отправились взглянуть на американское общество потребления, они увидели фриганов и многочисленные группы «добровольной умеренности». Первые питаются из помоек, куда выкидывают до 50% пригодной к употреблению еды. Вторые – ограничивают количество покупок, имея возможность этого не делать.

Борьбе с обществом потребления посвящены книги, журналы, теле- и радиопередачи

Все эти настроения обобщил преподобный Билли, обратившийся к российским зрителям: «Мы не хотим, чтобы нас воспринимали только как потребителей, мы хотим снова стать людьми!».

Аффлуэнца – следствие глобальных несовершенств системы

Если вы не хотите подхватить вирус, психологи и общественные деятели советуют придерживаться нескольких правил

Развивайте собственный разум и способность любить. Простые шаги к этому – рефлексия, чтение психологической литературы и активное общение с другими людьми.

Чаще бывайте на природе и наблюдайте за животными, тогда вы будете постоянно делать маленькие открытия. Помимо этого, в лесах есть сотни бесплатных беговых дорожек.

Попробуйте увлечься творчеством, которое по силам именно вам. Можно вести дневник, рисовать или организовывать благотворительные концерты.

Покупая новую вещь, попытайтесь определить потребность, которую хотите с ее помощью удовлетворить. Не исключено, что вам не хватает индивидуальности, любви или радости. Подумайте, как еще можно удовлетворить возникшую потребность?

Не берите пакеты в супермаркете – помните об экологии. Бабушкина авоська или стильная сумка-шоппер – наш ответ обществу потребления.

По возможности откажитесь от кредитов. Подсчитывайте, сколько придется работать, чтобы рассчитаться за ту или иную вещь: стоит ли она того?

Время от времени выполняйте упражнение: описывайте себя воображаемому незнакомцу, не упоминая профессию и вещи, которыми вы владеете. По тому, каким выйдет рассказ, можно определить, сколько «человека» осталось в вас за «вещами».

Что почитать?

Эрих Фромм «Иметь или быть», «Искусство любить», «Анатомия человеческой деструктивности»

Жан Бодрийяр «Общество потребления»

Джон де Граф, Дэвид Ван, Томас Нэйлор «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру»

chehov.png

Разделы сайта

  • 1